Ашхабадская икона Божией Матери "Услышательница"
М. Васильева
От колыбели до могилы жизнь православного христианина сопровождают иконы Божией Матери. Даже те, кого при всем желании не назовешь воцерковленными, приходя в храм, устремляются к этим иконам Богородицы, зная, что Ее можно просить о своем, насущном, и что Она поможет. Одна из икон Пречистой Девы так и называется - "Услышательница". В этом материале пойдет речь о чтимом образе, находящемся в Свято-Никольском соборе города Ашхабада - столицы Туркменской республики. Его привезли с Афона, где он был написан в 1908 году. В 1948 году, после разрушительного землетрясения в Ашхабаде, икона была подарена Никольскому собору. Благодатная сила иконы, от которой проистекают многие чудеса, влечет к ней представителей разных вер и национальностей.
Перелистав несколько сборников и не найдя в них упоминания об "Услышательнице", я обнаружила статью в репринтном двухтомнике "Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории" (издание Свято-Троицкого Ново-Голутвина женского монастыря, Московская обл., Коломна, 1993, с. 601). Здесь излагалась чудесная история, случившаяся в Ватопедском монастыре на Афоне.
Однажды, в праздник Благовещения, сюда пришел преподобный Косма из Зографской обители. В церкви на службе и на трапезе он увидел прекрасную и величественную Женщину. Как гласит текст, инок пришел в смущение. Чтобы разрешить недоумение от увиденного (ибо особам женского пола вход на Афон запрещен), инок поспешил к своему духовному отцу. После того как преподобный Косма описал, по его просьбе, как выглядела Жена и каково было Ее одеяние, старец воскликнул: "И ты не узнал Ее! Знай же, что это была не простая, смертная женщина, а Сама Царица нашей Святой Горы и всей твари!" Дальше неизвестный автор рассказывает, как преподобный, молясь перед иконой Богородицы, обратился к Ней с горячей молитвой о спасении своей души. В тот же миг он услышал голос: "Сыне и Боже Мой! Научи раба Твоего, как ему спастись!" "Пусть удалится из монастыря в безмолвие", - прозвучал ответ. Косма последовал откровению, удалился в пещеру, где провел оставшуюся жизнь. За это он получил от Господа дар чудотворений. Икона же, перед которой он молился, названа была "Услышательницей".
Видимо, в бывшей Туркестанской епархии оказался один из ее списков. Однако узнала я о ее существовании еще до того, как мне в руки попался двухтомник, изданный в Ново-Голутвино. О чудотворном образе "Услышательницы" рассказали приезжие из Ашхабада иконописцы Владислав и Иоанн. Вместе со своей землячкой, архитектором Людмилой, они заняты восстановлением храма Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыково.
- Мы, конечно, не дерзаем взять на себя задачу изложения всех чудес, связанных с "Услышительницей", - говорит Владислав. - Хочется верить, что когда-нибудь они будут увековечены. Но я не могу не отметить того, чему сам был свидетелем. Икона эта большая, размером девяносто на сто пять сантиметров, под стеклом. Находится в притворе ашхабадского Свято-Никольского собора. В нынешнюю Пасху мы ее открывали. И меня поразило, какое от нее исходит благоухание. Народ к ней тянется без конца.
- А помните, как одна женщина не имела средств, чтобы поехать к дочери, учащейся в Москве? Она пришла, помолилась перед иконой. Вдруг с улицы входит человек и протягивает ей конверт со словами: "Возьми, это тебе". Оказалось, там четыреста долларов. И женщина смогла уехать, - напоминаю я историю, рассказанную Людмилой.
- Да, мы слышали это от самой женщины. Подобных случаев не счесть. Да что деньги! Божия Матерь по милости Своей дает то, что у нее просишь. Скольких эта икона излечила от болезней! У нас есть прихожанин, Александр Геннадьевич. У него сын, 22 лет, недавно попал в аварию и повредил позвоночник. Так он привел сына, чтобы тот приложился к иконе. А потом молодой человек стал приходить сам.
- Ну хорошо, - говорю я. - То, что приходят русские, - это объяснимо. Для них Божия Матерь, Православие - родные понятия. А туркмены-мусульмане?
- Так ведь икона для того и стоит в притворе, чтобы иноверные могли подойти к ней.
- И приходят?
- Конечно. Мусульмане в своей массе не выказывают вражды к Православию. Напротив, духовные наставники - муллы - даже советуют им приходить в русский храм. Советуют приложиться к иконе, взять святую воду и кропить жилище, чтобы избавиться от болезней, изгнать нечистую силу. У самих-то ничего подобного нет! Это наш Господь-Спаситель даровал нам силу крестную.
- А бывает, что туркмены принимают Православие?
- Бывает. Крестятся целыми семьями. Потом приходят причащаются. Посты соблюдают. Читают духовную литературу и такими знатоками становятся! -
Сколько в храме священников?
- Два. Протоиерей Георгий и иерей Сергий, наполовину туркмен. Молодой, ему 22 года, очень ревностный батюшка.
- Кстати, алтарник у нас туркмен, - говорит Владислав, возвращаясь к затронутой ранее теме. - Служит с радостью. Когда человек приходит к вере - какое значение имеет его национальность? Ведь во Христе нет ни эллина, ни иудея.
- А воскресная школа есть?
- Была, и довольно большая. В нее ходили и взрослые и дети. Школу вел священник Сергий Панич. Сейчас он, к сожалению, уехал. Поступил в один из украинских монастырей. Но мы надеемся, что школа возобновится. Она так нужна! В храм постоянно приходят новые люди, их нужно учить Православию.
- А вам приходится общаться с владыкой Владимиром?
- Да, довольно часто. По его благословению мы делали эскизы икон для Никольского собора. Впечатления от общения с ним наилучшие.
- А чем вы заняты сейчас?
- Пишем иконы для будущей часовни в честь иконы "Услышательница".
- Чья это была идея построить такую часовню?
- Отца Сергия. Он очень любил эту икону, собирал о ней материалы. Мы думали, что, поскольку Никольский собор находится в аварийном состоянии, можно будет начать реконструкцию, а служить временно в часовне. К сожалению, сейчас строительство часовни приостановлено. Ведь земля не наша - государственная. Правда, в 1949 году эти земли были переданы в вечное пользование епархии. Но... будем ждать, будем молиться.
- Так что дело отца Сергия не заглохло. Оно только приостановлено в силу чисто внешних причин?
- Именно так.
- Что бы вы еще хотели сказать представителю православной газеты?
- У нас грандиозная нехватка духовной литературы, а православной прессы нет совсем. Есть, правда, своя епархиальная газета. Из России же к нам ничего не доходит.
- А как тут можно помочь?
Мой вопрос повисает в воздухе. Да, Православие едино, но я говорю с представителем другой страны, исповедующей другую религию. За рамками данного материала остались сложнейшие социально-политические перипетии нынешнего времени. Возможно, уместен был бы и разговор о судьбах рассеченного границами русского народа. Но мы, по обоюдному согласию, решили этих тем не касаться.
У верующего самое сильное оружие - молитва. И мы, где бы ни жили, возносим ее к Богородице, Заступнице и Помощнице.