главная
какие бывают право-
славные татары
церковь и нация

богослужение на татарском языке

молитвы на татарском
святые татары
свидетельства обра-
тившихся ко Христу
поиск истины
история и культура
общины и организации
МТПХО
православные тюрки
наши друзья
форум
гостевая книга
полезная информация
 
Православная литература

 

Доклад о нашей общине

Значение кряшенских традиций и культуры для православных татар

Уважаемые участники научной конференции! Уважаемые гости!
Для всех здесь собравшихся достаточно очевидна необходимость развития кряшенской культуры, необходимость сохранения и приумножения добрых кряшенских традиций. Для самих кряшен эти традиции имеют большое значение, но только ли для кряшен? Возможно ли, что они имеют большое значение для других этнических общностей? Может быть не меньшее, а даже большее, чем для самих кряшен?
Самая большая ценность, которая присуща большинству кряшен – это православное Христианство – учение Господа Иисуса Христа. Христос сказал: « Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Евангелие от Матфея; глава 5; стихи 13 – 16). Современное положение кряшен, находящихся в окружении мусульман, позволяет верующим православным кряшенам особенным образом ощутить себя частью города, стоящего на верху горы; солью земли, которая не должна потерять силу; свечей, поставленной на подсвечнике, чтобы светила всем в доме! И в этом смысл существования всех кряшен как этнической общности, в этом залог успеха кряшенского самосохранения и развития. Христос также сказал:
« Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода» (Евангелие от Иоанна; глава 15; стихи 1, 2). Итак, совершенно очевидно, что для настоящего развития кряшенской культуры необходимо приносить плод, именно в этом случае нам открывается истинный смысл существования кряшенских традиций, которые должны занять здесь свое достойное место. Кряшены выполнили задачу инкультурации Православия в тюркскую среду, и теперь необходимо это использовать в миссионерской работе, а не замыкаться в себе. Так как кряшены живут в окружении мусульман, то именно мусульмане должны увидеть свет свечи, стоящей на подсвечнике. Нынешнее положение кряшен можно охарактеризовать как двойственное. С одной стороны часть кряшен осознает себя этнической общностью, обладающей своим самосознанием и самоназванием, в составе многокультурного татарского народа; с другой стороны другая часть кряшен довольно жестко дистанцирует себя от понятия «многокультурный татарский народ», считая, что под этим понятием скрывается проект ассимиляции казанскими татарами похожих этнических общностей. Но кроме этих двух сторон есть и третья – это другие православные татары, не являющиеся кряшенами, занимающие активную миссионерскую позицию, воспринимающие кряшен как часть многокультурного татарского народа, а кряшенские традиции как лучшую часть общетатарских традиций и ссылающиеся на эти традиции в миссионерской и катехизаторской деятельности. Эти три стороны имеют очень интересные точки соприкосновения:

1) единая православная вера;

2) единый богослужебный язык (богослужебный татарский, крященский);

3) осознание необходимости развития кряшенской культуры;

4) теснейшие исторические и этнические связи;

5) употребление названия «татары» (две стороны воспринимают как самоназвание, одна – как название извне);

6) употребление названия «кряшены» (две стороны воспринимают как самоназвание, одна – как название извне: мусульмане кряшенами иногда называют православных татар, не являющихся кряшенами, желая подчеркнуть, что они не хотят их считать татарами);

7) восприятие кряшенских традиций как своих. Получается, что каждая из трех сторон может сотрудничать с двумя другими по следующим направлениям:

1. миссионерская и катехизаторская деятельность;
2. тесное молитвенное общение, развитие общего богослужебного языка;
3. социальное служение;
4. представление общих интересов в различных организациях;
5. налаживание тесных связей между православными кряшенами и другими православными татарами;
6. развитие общетатарской культуры – «пропитывание» ее Православием, где особую важность приобретает развитие культуры кряшен; удовлетворение культурных потребностей православных кряшен и других православных татар;
7. обращение внимания православной общественности на выполнение заповеди о единстве во Христе, где «нет ни эллина, ни иудея», противодействие появлению национализма.
При этом спорные вопросы временно можно выносить за скобки. Для более глубокого понимания вопроса обратим внимание на обычаи и традиции православных татар..
Так как татарская культура чрезвычайно многообразна, состоит из многих субкультур, то нельзя, говоря об общетатарской культуре, подразумевать только одну из них, например, казанско-татарскую, а нужно учитывать все татарское культурное пространство. Исходя из того, что часть кряшен ощущает себя частью многокультурного татарского народа, а другими татарами все кряшены воспринимаются как часть татарского народа, кряшенские обычаи и традиции естественным образом входят в это пространство. Это особенно важно, когда речь идет об обычаях и традициях православных татар, как христиан от рождения, так и тех, кто принял Христа в сознательном возрасте. В связи с этим представляется полезным привести отрывок из статьи о православных татарах, составленной для сайта татарской молодежи живущей в Москве.
«Традиции и обычаи православных татар можно подразделить на собственно православно-христианские и народные, не противоречащие Христианству, органично вписавшиеся в православно-татарскую культуру.
Православные татары отмечают все церковные праздники, величайшим из которых является Воскресение Господа нашего Иисуса Христа –
Пасха Кён (Оло Кён, Бяйрямнен Бяйряме, Кызыл йомырка Бяйрям). Далее идут великие двунадесятые праздники и воскресные дни:
Ходай Иисус Христоснын тыуыуы (Раштуа бяйрям, Раштыва бяйрям, Роштва) – Рождество Христово;
Ходайыбыз Иисус Христоснын Чумылыуы (Качману) – Крещение Господа (Богоявление);
Ходай Иисус Христосны карышы алыу – Встреча Господа (Сретение);
Ходай Иисус Христоснын Иерусалимга кереуе (Бермянчек, Вирбя бяйрям, Вирмя бяйрям) – Вход Господа в Иерусалим;
Изге Кыз Марияга арыу хабяр айтелеу – Возвещение архангелом Джабраилом Пресвятой Богородице Деве Марии воплощения от нее Бога Слова (Благовещение);
Иисус Христоснын кюккя кютярелеуе – Вознесение Господа;
Троицын кён (Тройсын, Трисун, Жапрак бяйрям) – день Пресвятой Троицы (День сошествия Духа Святого на святых апостолов);
Ходай Иисус Христоснын жактырылыуы (Спас) – Преображение Господа;
Алланы Тыудырган изге Кыз Мариянын дёньядян кючеуе – Успение Пресвятой Богородицы;
Изге Кыз Мариянын тыуган кёне – Рождество Пресвятой Богородицы;
Ходайнын кадерле Качын кютяреу – Воздвижение Креста Господа;
Алла Анасы изге Кыз Мариянын келяу ойоня кереуе – введение во Храм Пресвятой Богородицы.
Воскресение кён (Якшямбе) – каждый воскресный день празднуется Воскресение Господа Иисуса Христа.
После великих двунадесятых праздников и воскресных дней идут другие церковные праздники, среди них:
Христоснын киселеуе – Обрезание Господа,
Ходай алдыннан килеуче Иоанн пагамбярнен тыуыуы – Рождество пророка Иоанна Крестителя Предтечи Господа;
Изге Апостоллар Петр белян Павел (Питрау) – Святые апостолы Петр и Павел;
Чумылдырыучы пагамбяр Иоаннын башы киселеу – Усекновение (отсечение) головы святого пророка Иоанна Крестителя;
Алла Анасынын бёркяб тороуы (Пыкрау) – Покров Пресвятой Богородицы
и другие праздники.
Празднуется период святок – дни между Рождеством Христовым и Крещением Господним, татарское название святок – Нардуган (Рождение Света). Во время празднования Питрау проходят широкие народные гуляния, особенно в сельской местности. Многие православные татары празднуют Сабантуй.
Что касается имен – то здесь царит многообразие и творчество. У православного татарина бывает сразу несколько имен. Первое имя – имя, данное человеку в Святом Крещении, соответствующее имени какого-либо святого. Например, это может быть святой Димитрий, святой Роман, или же святой Омир, святой Ахмед, святой Азат, святой Абу – есть такие православные святые. Второе имя – имя по паспорту, оно может соответствовать первому имени, а может и не соответствовать. Например, человек может получить при Крещении имя Роман, по паспорту быть Рустамом. Третье имя – имя, данное в Крещении, произносимое по-особому.
Например, Серафим – Сарапый;
Степан – Чтапан, Чтепи;
Петр – Петтер, Питрей, Питук;
Иоанн – Имаш, Ибаш, Ибуш, Ибан, Иван;
Даниил – Даниял;
Павел – Павал;
Екатерина – Кятерня, Кятюк;
Анастасия – Начтук, Начти, Начта, Нычтый;
Варвара – Барый, Барук, Барбара, Баруш;
Анатолий – Натоль, Туля;
Семен – Симун;
Григорий – Гёргери;
Георгий – Гюрги;
Василий – Бячли;
Александр – Искандер, Сандыр;
Афанасий – Апанас, Пунька
и т. п..
Можно встретить православного татарина с именем по паспорту Марат, в Крещении – Димитрий, а в кряшенской деревне его будут звать Метрей, Метук или Метрах. А можно встретить православного татарина с именем по паспорту Ахмет, в Крещении Ахмед, и звать его везде будут тоже Ахмет.
Также разнообразны фамилии и отчества православных татар. Если только начать их перечисление, то в одном ряду окажутся такие фамилии как: Давлекамов, Абдурахманов, Ахмадуллин, Исламов, Амиров, Губайдулин, Ибушев, Иванов, Емельянов, Сахабутдинов, Сафронов, Сахаров, Степанов, Харитонов, Павлов, Тимофеев, Назаров, Сауков, Халдеев, Куланчаков, Тургенев, Кастров, Ширинский, Бухаров, Янышев, Кудашев, Казанцев, Карбышев, Минин, Урусов, Юсупов, Бикжанов, Макаров, Глухов, Родионов, Михайлов, Евстафьев, Ефимов, Артемьев, Ахметов, Кутдюсов, Сабиров, Киреев, Дунаев, Григорьев и т. д..»
В связи с вышеизложенным становится понятно, что кряшенские традиции имеют большое значение не только для самих кряшен, но и для других татар, особенно в миссионерской работе. И если сами православные кряшены осознают важность своих традиций и своего положения, то это станет поворотным моментом в решении многих, казалось бы, неразрешимых проблем. Господь Всемогущий щедро награждает тех, кто трудится во славу Его.

 

2008

27 апреля - Пасха Кoн. Бяйрямнен Бяйряме. Оло Кoн. Кызыл йомырка Бяйрям

7 января - Ходай Iисусъ Христоснын тыуыуы. Раштуа бяйрям. Раштыва бяйрям

19 января - Ходайыбыз Iисусъ Христоснын Чумылыуы. Качману

15 февраля - Ходай Iисусъ Христосны карышы алыу

7 апреля - Изге Кыз Марiяга арыу хабяр aйтелеy

20 апреля - Ходай Iисусъ Христоснын Iерусалимга кереyе. Бермянчек. Вирбя бяйрям. Вирмя бяйрям

5 июня - Iисусъ Христоснын кюккя кютярелеyе

15 июня - Троицын кoн. Тройсын. Трисун. Жапрак бяйрям

19 августа - Ходай Iисусъ Христоснын жактырылыуы. Спас

28 августа - Алланы Тыудырган изге Кыз Марiянын дoньядян кючеyе

21 сентября - Изге Кыз Марiянын тыуган кoн

27 сентября - Ходайнын кадерле Качын кютяреy

4 декабря - Алла Анасы изге Кыз Марiянын келяy oйoня кереyе

Все воскресные дни – Воскресенiе кoн. Якшямбе

14 января - Христоснын киселеyе

7 июля - Ходай алдыннан килеyче Iоаннъ пагамбярнен тыуыуы

12 июля - Изге Апостоллар Петръ белян Павелъ. Питрау

11 сентября - Чумылдырыучы пагамбяр Iоаннын башы киселеy

14 октября - Алла Анасынын бoркяб тороуы. Пыкрау

Московская Татарская Православно-Христианская община
Магазин православная книга
Издательства книг
Православные книги
Православная литература
Христианская литература
Православные книги почтой
Hosted by uCoz