Душа народа в песнях
Георгий Ибушев. О татарах с любовью
Георгий Ибушев - народный артист Республики Татарстан, выпускник Казанской консерватории, дипломант Всероссийских конкурсов народной песни, лауреат первого Сайдашевского конкурса (1991).
Откуда этот напев? И почему в такой дали звучит? Где я его слышал?
Безнен` ил - сандугач сайрар жир ля,
Безнен` ил - гёлляр арасы...
Наша сторона - в песнях соловья,
Наша сторона - как цветущий сад...
Словно заколдованный, бегу туда, откуда слышится песня. Вот уже совсем рядом. Этот чудодейственный напев мне так дорог, так близок, чувства переполняют душу и мне хочется заплакать. Я плачу - плачу от счастья и... просыпаюсь. Вдруг вспоминаю, что, укрывшись старой отцовской шубой, лег в сенях с братьями. Шарю руками по сторонам: где братья? Кто пел? Снова ныряю под шубу... Мне жарко и страшно, и уже наяву хочется плакать, но я засыпаю и ... снова слышу знакомую песню. Совсем близко, на соседней улице по ночному воздуху плывет она и возвращается, как эхо:
Ку`гярченняр кебек гёрляшиек,
Туганнары килгян, дисенняр...
Давайте поворкуем как голуби,
Пусть скажут, что родня вся собралась...
Да это же у Якова гостей провожают! Закутавшись в старую шубу, выхожу и сажусь на крыльцо. Пытаюсь угадать голоса поющих. Видимо, это кто-то из гостей или тетки Якова из соседней улицы. Как раз в это время запевает очень знакомый голос. Никто песню не подхватывает - словно боятся нарушить красоту этого голоса.
Шыбыр-шыбыр гына ян`гыр ява,
Йёгерик каеннар астына...
Начинается дождь, Давай укроемся под березой...
Про какие березы она поет? Может про те, которые у клуба? Да нет, наверное, про те, которые растут полосой у реки Арняш. Во время сенокоса, когда начинается дождь, бегут под эти березы... Наконец, я узнаю поющий голос: это же мать Насти, тетя Мария!
...Эта ночь из детства осталась далеко позади. Но когда я приезжаю в отчий дом и слышу, как по вечерам с песнями провожают гостей, в памяти всплывает та давняя ночь. Душа наполняется какой-то необъяснимой теплотой и кажется, что вот-вот опять запоет тетя Мария...
Вы когда-нибудь бывали на больших застольных праздниках у кряшен? Если нет значит, вы о них ничего не знаете. Может, приходилось бывать на посиделках? Сколько песен и шуток остается там, намотавшись, вместе с шерстяной нитью на веретено! Может, вы наряжались в пору всенародного праздника Нардуган? Ох уж этот Нардуган! Подростки, немного старше нас, выстраивают детвору в ряд, и мы в сумерках идем по улице, приговаривая:
Старый год прошел,
Новый год пришел,
Завтра Нардуган!
А на следующий день и в самом деле начинаются чудеса! Если не хочешь выходить на уличные гуляния, то Нардуган сам придет к тебе домой с шутками-прибаутками и с песней. Ты и сам не заметишь, как станешь участником представления, где главные герои - ряженые.
А наши свадьбы? Это - удивительное представление, содержание которого не передашь словами. Вы увидите, как гостеприимен, чист и открыт душой мой народ. Я говорю об этом не от того, что сам кряшен, а от того, что знаю, как совершенны и красивы эти традиции. К каждому блюду, которое подается гостям, есть своя песня со своим особым значением. Поэтому застолья у кряшен от начала до конца - театрализованное представление, подобное народной опере. Если судить по свадебным песням, может сложиться впечатление, что кряшены много пьют. Ничего подобного, друзья мои! У кряшен по кругу ходила одна чарка, и каждый передавал ее соседу, посвящая ему и гостям песню со своими пожеланиями. Иногда чарка завершала круг лишь к окончанию застолья. На кряшенских застольях строго соблюдается этикет и нет большего позора, чем напиваться на празднике. Если гость чувствует свою слабость, он скорей спешит домой. Иначе завтра вся деревня будет говорить о нем, своим недостойным паведением он опозорит свой род, запятнает на долгое время всю свою родню.
Когда был маленьким, во время таких праздников я забирался в самый укромный уголок на печке и слушал застольные песни. Едва ли на каждом застолье обнаруживается несколько сильных и красивых голосов. Один из них запевает, остальные подхватывают многоголосием. Песня набирает силу, тесно ей становится в доме , она вырывается на улицу:
Бигерякляр жакын ку`ренясез,
А`лля инде сезне сёйгянгя?
Вы мне близким кажетесь, может оттого, что вас люблю?
Какая-то незнакомая, неведомая чудодейственная сила, наполнившая душу, выходит наружу и заставляет меня запеть. Уже давно знакомые, близкие люди начинают казаться мне совсем другими: они излучают доброту, красоту и свет.
Свадьба... Идут к завершению предсвадебные хлопоты: выбраны песни, подсчитано количество предполагаемых гостей, поименно заготовлены подарки. За день до торжества пекутся мелкие пончики, большие слоенки, хворост, пироги из калины, шанешки... Многочисленная родня, соседи стряпают на свадьбу пельмени, режут лапшу. Убирают и наряжают дом, и, наконец, в день свадьбы от соседей заносятся столы, ставятся скамейки. Улица волнуется, ждет гостей. Вся деревня говорит о свадьбе: на дороге ли к роднику, на работе ли на лавочках у домов: сколько будет пар со стороны невесты? Говорят, что родственники из Сибири приехали, будут гости из Арняша, и еще, еще... Женщины ахают: куда же денут столько гостей?
Наконец вечер подходит к сумеркам. Пыль, поднявшаяся после возвращения стада, садится и на траву ложится легкая вечерняя прохлада. Народ выходит к воротам и с любопытством ждет появления гостей. Откуда ни возьмись, пробегают мальчишки: "Свадьба идет, свадьба!" В конце улицы появляется нарядно одетая гурьба, несущая гостинцы и подарки. У дома жениха ждут дорогих гостей. Не дай бог прозевать, иначе позора не оберешься! С их появлением настежь открываются большие ворота. Вся родня со стороны жениха с хлебом-солью выходит встречать сватьев. Начинается знакомство, представление одной стороны другой. Сватьев приглашают в дом.
Свадьба постепенна набирает ход. Звучит песня, за нею - следующая песня, потом опять новая...
На стол одно за другим подаются свадебные блюда. Молодых поздравляют, дают советы и наставления. И все это сопровождается песней. Во время свадьбы не принято много говорить: если есть что сказать - пой песню. Стороны жениха и невесты соревнуются меж собой. Если одна сторона не сможет ответить другой - она считается слабее. Поэтому песни готовятся заранее и тщательно, а некоторые куплеты рождаются прямо на свадьбе.
Свадьба обычно завершается глубоко за полночь, уже на заре исполнением прощальной песни "Тау жыры", восхваляющей хозяев за угощение и прием. Начинаются проводы гостей. Приезжих из соседних деревень отправляют на лошадях с нарядными упряжками. И даже после проводов еще какое-то время с поля раздается песня в сопровождении бубенцов...
...Сохранить бы нам всю эту красоту, передавая ее из поколения в поколение, как святое наследие. Поколение, принявшее такое наследие, не может быть жестоким и беспечным. Ведь если исчезнут традиции давних предков - обеднеет народ; оскудеют его язык, его мировосприятие, его душа. А оскудеет душа народа - исчезнет он. Потому и не бывает народов без своих песен.
Казань